суббота, 3 декабря 2011 г.

Монстры Сарыкамышской котловины

Картинка 2 из 2




Загадочные события, происходившие три десятилетия назад вокруг Сарыкамышской котловины, так и не стали по ряду причин достоянием гласности. Пожалуй, это первый подробный рассказ о них...

Ядовитое озеро

На современных картах Средней Азии обозначено Сарыкамышское озеро, которое примыкает к плато Устюрт с юго-востока. Площадь его водного зеркала почти 3000 квадратных километров! Показаны и голубые ниточки водотоков, соединяющих озеро с Амударьей. Но на старых картах (до 1971 года) никакого озера здесь нет, а есть Сарыкамышская котловина, или впадина. Почему же так?

В советское время основную долю поливных земель в Средней Азии занимал хлопчатник. Осенью и зимой хлопковые плантации промывали. Воду пускали из хранилищ через систему ирригационных каналов. В этой "промывочной" воде растворялись пестициды и ядохимикаты, оставшиеся в почве после уборки урожая. Вода, насыщенная ядами, уже не подлежала очистке. Ее — тоже по каналам и лоткам — отводили в какую-нибудь пустынную местность и там сбрасывали в подходящую низину. Так по всей зоне хлопководства образовалось целое ожерелье ядовитых озер. И самым крупным из них было как раз Сарыкамышское. Голубые ниточки на карте — это отводные каналы, по которым и осуществлялся сброс отравленной воды.

Заполнение котловины происходило с начала 70-х годов. Теперь даже трудно подсчитать, сколько ядохимикатов скопилось за годы интенсивного хлопководства в этой природной чаше, дно которой лежит ниже уровня моря на 45 метров!

Озеро это труднодоступно. С запада и северо-востока над ним нависают чинки Устюрта. С севера тянется увал Карабаур. А с юга и востока подходы к отстойнику перекрыты песками Каракумов. Вдобавок из-за колебаний уровня воды в озере его береговая линия на многих участках превратилась в непроходимое болото.

Вот что рассказал об этих местах пенсионер из Саратова М. Мартынов:

— Работал я водителем в управлении механизации, которое базировалось в Кунграде — небольшом глинобитном городке у самой границы Устюрта. Однажды пришла телеграмма из Красноводска: лучший друг приглашал на свадьбу. Я — к начальству: так, мол, и так. Начальник в ответ:

— Конечно, поезжай. Напрямую здесь недалеко. Если выедешь с утра пораньше, на следующий день будешь на месте. Правда, дороги нет, но есть колея. Возьми мою "Волгу". И расспроси Курбана, нашего крановщика. У него родственники в Челекене, и он каждый год ездит к ним через Устюрт. Только один совет: держись подальше от Сарыкамыша. Люди говорят, там нечисто...
На следующее утро, еще затемно, я выехал. Первые два часа легко гнал по солончакам и такырам, твердым, как асфальт. Но вот начали встречаться "пухляки", а это самое опасное в безлюдной местности, особенно для легкового автомобиля.

Знаете, что такое "пухляк"? Если тяжелый грузовик начнет пробуксовывать на такыре, то верхняя плотная корка и лежащий под ней рыхлый слой почвы быстро превратятся в мельчайшую, невесомую пыль, которая в руке течет, как вода. В озерце такой пыли колесу не за что зацепиться, оно прокручивается впустую, лишь оседая еще глубже. Все водители знают это, и каждый стремится объехать опасное место каждый раз по все более крутой дуге, отчего "пухляк" расползается иногда на сотни метров...

Но вот позади остался Карабаур. В точности появлялись приметы, обозначенные Курбаном на схеме: шест с выцветшей тряпкой наверху, одинокая скала...

Постепенно начали слипаться глаза — не выспался накануне, да и монотонность пейзажа убаюкивала. Когда почувствовал, что сплю, — резко затормозил. Машина остановилась среди чахлых кустиков кейреука. Колеи не было. На выжженной солнцем поверхности солончака — никаких следов.

Я забрался на крышу и осмотрелся. Кругом однообразное безмолвие. Наконец у самой линии горизонта разглядел крохотную черную точку и тут же вспомнил, что следующим маяком по схеме Курбана должна быть ржавая кабина от ЗИЛа. Я снова сел за руль и через пару минут выехал на неглубокую колею. Она шла в нужном направлении, и последние мои сомнения рассеялись. Черное пятнышко росло на глазах. Но это была не кабина от ЗИЛа, а "жигуль", причем ходовой. Вот только стекла были выбиты и левая дверца сворочена. Ключ торчал в замке зажигания. Бак на две трети заполнен бензином. И ни одной живой души рядом…
Тут я, кажется, понял, в чем причина. Машина сидела в "пухляке" по самые оси. Своими силами вырвать ее из плена было невозможно. Очевидно, водитель отправился за помощью. Вот только куда? И почему не вытащил ключ зажигания?..

Я снова огляделся. Что-то блеснуло в сторонке. Дорогие очки в золотой оправе. Кто их мог потерять? Сон как рукой сняло. Стало тревожно. Но я постарался успокоить себя. Передо мной — колея. Кто-то же проехал здесь. Значит, проеду и я. 

Вскоре впереди появилась вереница невысоких холмов. На фоне одного из них я разглядел новое темное пятнышко. Судя по конфигурации, это была долгожданная кабина от ЗИЛа. Приободрившись, нажал на газ. И снова ошибка. Передо мной стоял целый ЗИЛ, наполовину утонувший в "пухляке". Тревога усилилась. Вооружившись ломиком, я приблизился к границе "пухляка". И тут за моей спиной раздалось сухое шуршание. Я быстро обернулся. Происходило что-то необъяснимое. Как будто ожил и задышал участок солончака. Вокруг моей машины сам собою образовывался "пухляк"! А затем...

Пятнистое существо, похожее на крокодила, но с длиннющим змеевидным хвостом, поднялось из "пухляка". За ним — второе, третье... Оскалив страшные зубастые пасти и переступая упругими когтистыми лапами, они двинулись на меня...

Боюсь, что здесь в моей памяти возник провал. Сознание отказывалось верить в происходящее. Может, только поэтому я и не рехнулся. Словно какой-то другой человек действовал вместо меня — швырнул в ближайшего "крокодила" ломик и побежал, не разбирая дороги, к холму...

Вот, наконец, я на гребне. Под ногами — отвесный обрыв — чинк, далеко внизу — водная гладь Сарыкамыша, а за спиной — чудовища! И тут почва поплыла под ногами. Я провалился куда-то вниз. Последнее, что осталось в памяти, — солнечные блики на озере и далекая синяя ниточка, дрожащая в знойном мареве...

Мне повезло. Я угодил на крайний чинк, стена которого имела уклон. По нему я и съехал вниз, потеряв сознание. Но все кости были целы. При этом я спасся от чудищ. Не знаю уж, что это за звери такие?

А та синяя ниточка, что втемяшилась мне в голову, была одним из каналов для сброса воды. Я догадался пойти вдоль него. К вечеру набрел на ржавую кабину от трактора, в ней и переночевал. Утром двинулся дальше. Около полудня встретил ирригаторов, которые чинили лотки.

На попутках к вечеру добрался до Кунграда. Сразу пошел к Курбану. Он поверил каждому моему слову. Тут же позвал двух друзей. Мы взяли ружья и с утра поехали на грузовике с лебедкой к тем самым чинкам. "Волга" так и стояла в "пухляке". Ключ был в замке зажигания. Но стекла выбиты, провизия исчезла. Машину мы вытащили. Позднее я хотел все восстановить, но начальник сказал: "Не надо, Миша, ведь это Аллах тебя спас..."

Неудавшаяся охота

Геологам и буровикам приходится месяцами кочевать по Устюрту, в поисках месторождений газа, нефти, калийных колей.

Вспоминает бывший буровой мастер Н. Ковальчук:

— Сарыкамышская котловина смыкается на северо-западе с другой впадиной — Ассаке-Аудан. Эта впадина больше по размеру, но лежит несколько выше, поэтому вода сюда не стекает.

Мы разнообразили свой скромный стол дичью, охотясь на сайгаков. Они там непуганые. Лишнего не били. Только по потребности. Охотились по очереди, с двух машин — так надежнее.

И вот как-то раз двое наших поехали за свежатинкой. На газике и грузовике. Не прошло и часа, как газик летит назад. В нем оба наши охотничка — бледные, перепуганные. Рассказывают, что заметили сайгаков и начали объезжать стадо с двух сторон. Вдруг на пути грузовика вспучилась земля. В какую-то минуту машина оказалась среди "пухляка", внутри которого взбрыкивало что-то мощное! Водитель перепугался. Но хватило ума не прыгать из кабины вниз. Он перелез в кузов и уже оттуда сиганул на такыр. И бегом прочь! Второй, в "газике", заметил этот непонятный маневр и помчался навстречу напарнику. Хотел уж было поднять того на смех, но из "пухляка" вылезли несколько жутких тварей, похожих на огромных крокодилов. Тут наши посланцы и рванули на буровую.

Что делать? Взяли ружье, вооружились баграми и топорами и поехали на выручку всей бригадой. Грузовик сидел в "пухляке" по самые оси. Пришлось подгонять трактор. Целый день проваландались. Мужики страшно ругались. Охотникам никто не верил. Дескать, загнали по недоумию машину в "пухляк", вот и сочинили байку про чудищ. Я тоже не верил. Но когда, вытащив грузовик, мы объезжали это место через дальний холм, то увидели жуткую картину: скопище сайгачьих скелетов, обглоданных так чисто, что хоть в музей выставляй. Кто это мог сделать? Браконьеры никогда не разделывают добычу на месте, да еще так аккуратно. Не знаю.

Позднее не раз приходилось слышать от чабанов рассказы о чудищах Сарыкамышского озера, которых они называли каркидонами. Правда, самому видеть их не довелось. Тем более что вскоре мы ушли из Ассаке-Аудана.

Тварь из заказника

Бывший летчик сельскохозяйственной авиации Эдуард Новосильский тоже рассказал о загадочных животных:

— В середине 70-х я работал в Каракалпакии. В районе Сарыкамыша не бывал. Там ведь пустыня, а моя сфера деятельности — зона орошаемого земледелия. Мой АН-2, весь провонявший дефолиантом, базировался на грунтовом аэродроме под Нукусом. 

Завелась у меня крепкая дружба с хорошим мужиком. Звали его Кенжебай. 
Сидим мы как-то с Кенжебаем на берегу канала в тени туранги — местного тополя, ведем степенную беседу. Прохлада, ветерок, чистая вода, зелень, и вдруг метрах в двадцати от нас на противоположном берегу выползает из тугаев чудище: настоящий крокодил, только лапы длиннее, а хвост вроде шланга — круглый и верткий. От головы до хвоста — метра полтора! И на хвост столько же! Посмотрел на нас круглыми глазищами, постоял немного и снова исчез в тугаях.

— Что за зверь такой? — поворачиваюсь к Кенже. — Лису в твоем хозяйстве видел, шакала видел, зайцев, камышового кота, но эту тварь вижу впервые.

— Люди называют его каркидоном, — почему-то шепотом, оглянувшись по сторонам, ответил егерь. — Появился он здесь месяц назад. Один. Может, скоро уйдет. Но люди рассказывают, что возле Сарыкамыша таких каркидонов очень много. И они намного крупнее этого. По виду вроде бы варан, но наши вараны небольшие и неопасные. А эти охотятся на сайгаков, утаскивают баранов и даже нападают на людей. Никто не знает, откуда они пришли... Сарыкамыш на другой стороне Амударьи. Как эта тварь добралась сюда? Неужели переплыла большую реку?

Не помню уже, чем закончился наш разговор. Но чудище из тугаев до сих пор стоит перед глазами как живое.

Органы госбезопасности против каркидонов

Что же за таинственные существа появились три десятилетия назад в районе Сарыкамышской котловины? Можно сделать предположение: природа наделила обитателей среднеазиатских пустынь генетическим механизмом, который позволяет им приспосабливаться и выживать в сложнейших условиях. Когда в Сарыкамышскую котловину пришла большая вода, насыщенная токсинами, этот механизм включился. Одни виды изменились незначительно, другие — заметней. Например, с середины 1970-х в окрестных водоемах, включая Арал, стали вылавливать странных, неведомых здесь прежде рыб.

Вполне вероятно, и в семействе серых варанов мог произойти всплеск мутаций. В результате появились ящерицы, сопоставимые размером с их далеким собратом с острова Комодо, что в Индонезии.

Обыкновенный серый варан — хищник, питающийся змеями, тушканчиками, птицами. Но теперь потребовалась добыча покрупнее — сайгаки, джейраны, косули. Но они слишком быстро бегают. Природа подсказала каркидонам выход, гигантские вараны принялись охотиться сообща, выработав ловкую тактику. Они подкрадывались к тем же сайгакам под коркой такыра, затем в считанные секунды превращали его в глубокий пухляк, в котором вязли быстроногие животные. Можно теперь и пообедать!

Похожим образом вараны могли охотиться на людей, подкрадываясь к одиноким машинам.

Но если дело обстояло именно так, возникает вопрос: почему вокруг каркидонов со стороны властей царил заговор молчания и куда они, эти мутанты, исчезли?

Первые сообщения о чудовищах относятся к 1974—1975 годам. С каркидонами либо со следами их присутствия сталкиваются чабаны, геологи, шоферы, строители, о появлении кровожадных тварей все чаще шепчутся в чайханах и на базарах. Пик волны слухов приходится на осень 1978 года. А как же местные власти? 

Как раз в тот период обсуждался глобальный проект переброски в Среднюю Азию части стока сибирских рек. Особенно активно его лоббировал тогдашний лидер Узбекистана Шараф Рашидов, находя понимание у первых лиц государства, включая Брежнева. К реализации идеи уже подключились проектные организации. Правда, звучали и трезвые голоса. Но общий тон был бравурным: дескать, сибирские воды помогут создать в Средней Азии сплошной оазис, где благодаря солнечному климату и широкому применению минеральных удобрений можно будет получать небывалые урожаи теплолюбивых культур и тем самым окончательно решить продовольственную проблему!

И вдруг — мутанты-людоеды. Какой козырь в руки противникам проекта! Какой вой поднимут все эти "зеленые" в стране и за рубежом! А как пострадает имидж державы в глазах мировой общественности!

Судьбу каркидонов решали на закрытом заседании политбюро. Происходило это, надо полагать, в самом конце 1978 года. Решение было единогласным: мутантов ликвидировать как можно быстрее и подчистую. Ответственность за проведение секретной акции возложить на председателя КГБ.

Через какое-то время глава ведомства доложил: на весну запланированы крупномасштабные учения в Туркестанском военном округе (ввиду усложняющейся обстановки в Афганистане). Акцию против чудовищ удобнее провести именно под прикрытием этих учений, чтобы исключить всякую утечку информации, тем более что без стрельбы и взрывов здесь не обойтись. 

В середине марта 1979 года в ТуркВО начались небывалые по масштабам учебные сборы, на которые были призваны из запаса десятки тысяч военнообязанных. Завершились сборы в середине апреля двусторонними учениями с интенсивной боевой стрельбой. Слухи о каркидонах после этих учений прекратились. Тварей более не видел никто. В прессу не просочилось ни строчки. Спецотряд выполнил задание на "отлично".

Впрочем, нельзя исключить, что несколько экземпляров были отловлены живыми для их последующего изучения.

Константин Миляев

Хотите получать свежие статьи?

Blog Widget by LinkWithin